Требования к проектированию мастер-класса

Требования к проектированию мастер-класса

 Мастер-класс (англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) - семинар, проводимый экспертом в определённой области, с целью презентации участникам мастер-класса своих практических достижений в данном проблемном поле.

Цель мастер–класса: представление мастером наиболее результативных элементов собственной системы работы, инновационных методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач образования.

Характерные особенности мастер-класса:

  • передача и обмен опытом – не сообщать информацию, а передавать способы работы;
  • деятельностный подход (активная деятельность участников). Получение знания участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”);
  • доступность в применении на практике демонстрируемых в мастер-классе инновационных технологий;
  • получение немедленного результата (удовлетворение всех участников полученными результатами);
  • мотивирование участников мастер-класса к творческой деятельности;

    Подробнее: Требования к проектированию мастер-класса

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

ТЕМА: Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

План
1.    Предисловие «А урок остается!» 
2.    Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)
3.    Выявление результативности разных видов урока (работа в группах)
4.    Технологическая карта урока – что это.
5.    Анализ технологических карт
6.    Деловая игра «Ассоциация»
7.     Критерии эффективности современного урока
8.     Рефлексия
 
Цель :
     •        Осознание  основных критериев современного урока
     •        Повышение интереса педагогов к современным технологиям
     •        Осознание необходимости повышения уровня самообразования

                                                                                                                         « Урок – это зеркало общей и
                                                                                                                         педагогической культуры учителя,
                                                                                                                         мерило его интеллектуального богатства ,
                                                                                                                         показатель его кругозора. эрудиции»
                                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

1.УРОК (Предисловие)

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
 
2. Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС  второго поколения) (работа в группах )
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
 
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Памятка "Как обобщать свой опыт" (в помощь учителю)

ПАМЯТКА «КАК ОБОБЩАТЬ СВОЙ ОПЫТ»
(В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе Ваших товарищей. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план (3–4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для Ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

Подробнее: Памятка "Как обобщать свой опыт" (в помощь учителю)

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Подробнее: Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Вы здесь: Главная Методическая работа В помощь учителю