Требования к проектированию мастер-класса

 Мастер-класс (англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) - семинар, проводимый экспертом в определённой области, с целью презентации участникам мастер-класса своих практических достижений в данном проблемном поле.

Цель мастер–класса: представление мастером наиболее результативных элементов собственной системы работы, инновационных методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач образования.

Характерные особенности мастер-класса:

  • передача и обмен опытом – не сообщать информацию, а передавать способы работы;
  • деятельностный подход (активная деятельность участников). Получение знания участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”);
  • доступность в применении на практике демонстрируемых в мастер-классе инновационных технологий;
  • получение немедленного результата (удовлетворение всех участников полученными результатами);
  • мотивирование участников мастер-класса к творческой деятельности;

Принципы построения мастер-класса

  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес участников;
  • Равенство всех его присутствующих, мастер не должен быть “над”;
  • Заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь.

Примерная структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера(очень кратко)
  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Описание системы занятий  или других форм образовательной деятельности в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
  1. Представление занятия или совместной деятельностиили  фрагмента
  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  1. Занятие или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с воспитанниками.
  2. Моделирование (этого этапаможет не быть)
  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей занятия слушателями
  1. Рефлексия
  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

    ПАМЯТКА «КАК ОБОБЩАТЬ СВОЙ ОПЫТ»
    (В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ)

    1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
    2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
    3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе Ваших товарищей. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
    4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки и др.), сопровождая их краткими разъяснениями.
    5. Набросайте краткий план (3–4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для Ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
    6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.
    7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты.
    8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.).
    9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.

    ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ
    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

    1. Описание опыта работы.
    2. Фотография учителя.
    3. Фотографии кабинета, пришкольной территории, учебно-опытного участка, живого уголка, географической площадки, стендов, наглядных пособий и т. п.
    4. План самообразовательной работы.
    5. План работы по теме (не менее чем на 210 уроков).
    6. Поурочные планы не менее чем 10 уроков.
    7. План кружковой работы.
    8. План работы факультатива.
    9. Описание экскурсий, походов, экспедиций с приложением фотографий, дневников и т.п.
    10. Сценарии вечеров, праздников, встреч и тому подобных мероприятий.
    11. Тексты своих лекций, выступлений, докладов, рефератов и т. п.
    12. Работа учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии и т. п.).
    13. Данные об успеваемости учащихся.
    14. Данные о выпускниках и бывших учениках школы (сколько обучающихся в институтах, техникумах, в средних учебных заведениях, сколько осталось работать в своем сельскохозяйственном производстве и тому подобные сведения).
    15. Участие учащихся в общественной жизни, охране природы (сколько «зеленых патрулей» – с подробным описанием их работы и т. п.).
    16. Работа по изучению своей области, района, хозяйства (достижения и перспективы развития, планы, районированные сорта и породы животных и т. п.).
    17. Карточка передового педагогического опыта работы

    Район..........................................................

    Школа.........................................................

    Тема работы...............................................

    Основное содержание опыта работы........

    Кто и когда изучал.....................................

    Решение об обобщенном опыте.................

    Наличие обобщённого материала……………………… ………………

    Поощрения учителя (награды, звания)……………………….………….

    Проверка эффективности опыта………………………….………………

    Последователи……………………………………………………………..

    ОБОБЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НА РАЗЛИЧНОМ
    НАУЧНОМ УРОВНЕ:

    1) простое описание-фотография (фрагменты);

    2) раскрытие способов и приемов, дающих положительный эффект;

    3) анализ и описание достигнутых результатов;

    4) анализ и описание стиля работы;

    5) длительный анализ и описание системы работы.

    Формы обобщения и передачи опыта

    1 – устные (рассказ, разговор, выступление, доклад на М/О, педагогическом совете, собрании, совещании, конференции, педчтениях, творческих семинарах, курсах учителей, ШМО и т. п.); письменные (доклад, реферат, тематические листы, конспекты, бюллетени, папки, альбомы, стенды и т. п.);

    2 – выставки, шефство-наставничество;

    3 – творческие отчеты;

    4 – магнитофонные записи, слайды и т. п.;

    5 – методические рекомендации;

    6 – публикации (в газете, журнале, сборнике и др.).


 

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
Урок постановки учебной задачи.
Урок решения учебной задачи.
Урок моделирования и преобразования модели.
Урок решения частных задач с применением открытого способа.
Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

«Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/


 

ТЕМА: Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения

План 
1.    Предисловие «А урок остается!»  
2.    Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся) 
3.    Выявление результативности разных видов урока (работа в группах)
4.    Технологическая карта урока – что это. 
5.    Анализ технологических карт 
6.    Деловая игра «Ассоциация» 
7.     Критерии эффективности современного урока 
8.     Рефлексия 
 
Цель :
     •        Осознание  основных критериев современного урока 
     •        Повышение интереса педагогов к современным технологиям 
     •        Осознание необходимости повышения уровня самообразования

                                                                                                                         « Урок – это зеркало общей и 
                                                                                                                         педагогической культуры учителя, 
                                                                                                                         мерило его интеллектуального богатства , 
                                                                                                                         показатель его кругозора. эрудиции»
                                                                                                                                                       В.А. Сухомлинский

1.УРОК (Предисловие)

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. 
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. 
 Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. 
 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
 
2. Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС  второго поколения) (работа в группах )
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. 
 
Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.{phocadownload view=file|id=65|text=Читать полностью: Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения|target=s}

Официальный сайт МБОУ СОШ № 16 города Пятигорска
Проект при поддержке компании RU-CENTER

^ Наверх