Воспитательная работа строится на принципах гуманной педагогики. В школе сложилась благоприятная система взаимоотношений учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-родитель.

1

Целью воспитания в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности.

Задачи воспитательной работы:

  • усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности;
  • обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
  • развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.

 2

Для   достижения целей в воспитательную систему школы положены следующие подходы:

  • Деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
  • Личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей.
  • Полусубъектный подход обусловлен условиями субъект-субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
  • Индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого учащегося.

В основу воспитательной деятельности положены принципы:

  • Творчество – источник развития школы.
  • Союз детей, учителей и родителей – единственный путь  развития школы.
  • Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
  • Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.

Главным направлением воспитательной деятельности МБОУ СОШ №16 г. Пятигорска является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.

Организация воспитывающей деятельности осуществляется на основе плана воспитательной работы школы, планов классных руководителей, руководителей кружков, секций, а также на основе целевых воспитательных программ. Содержание и формы деятельности, отбираются с учетом диагностики развития личности детей, их интересов, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.  Деятельность планируется по ряду важнейших направлений и осуществляется по тематическим периодам, с учетом традиции школы, особенностей педагогического коллектива, интересов и потребностей учащихся и родителей.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

 3

Воспитательная   работа школы не может строиться без учета того, что личность   ребёнка формируется, прежде всего, в семье, а образовательное учреждение остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие   ребёнка, родителей и социума.  Работа с родителями учащихся является   одним из сложнейших и ответственных направлений   в деятельности ОУ.   Это направление нашло отражение в школьной   целевой программе «Семья», целью которой является создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения. 

      

СИСТЕМА  РАБОТЫ  С СЕМЬЯМИ  УЧАЩИХСЯ

4

Одной из главных задач образовательной организации является привлечение   родителей к организации жизни и деятельности школы. И в последние годы появились заметные положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. Родители   стали больше интересоваться   делами школы, участвовать   в   школьных праздниках, экскурсиях, походах. Эта работа способствовала   улучшению микроклимата   в школе, развитию   культуры общения   взрослых и детей, решению многих общешкольных   проблем.

В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической   компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с   социально-неблагополучными семьями и детьми.

Вопросы профилактики   правонарушений систематически   рассматриваются   на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике   правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.

Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют  индивидуальную   работу с детьми   и родителями, посещают социально неблагополучные семьи и семьи группы риска, организуют встречи учащихся   с сотрудниками правоохранительных   органов, проводят тематические классные часы и беседы,  осуществляют работу с подростками,   состоящими  на   учете   в КДН, ПДН и внутришкольном учете.

 

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СЛУЖБАМИ И ВЕДОМСТВАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, БЕЗНАДЗОРНОСТИ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

5

Усилиями классных руководителей   данный   контингент   учащихся активно привлекается   к участию   во всех классных и школьных мероприятиях. Для более   целенаправленной     и системной работы по данному направлению в школе создана   картотека   детей «группы риска» и социально-неблагополучных семей.  Психологическое сопровождение детей осуществляется   педагогом-психологом. Оно направлено на обеспечение психологического комфорта в процессе   обучения и   воспитания школьников, на выявление психологических проблем, коррекции   развития и   поведения.  Результатом   профилактической работы стало сокращение   количества детей, состоящих на внутришкольном   учете.

Задачи  развития воспитательной системы

  • гуманизация     воспитательного процесса;
  • поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
  • совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с   требованиями   модернизации российского образования;
  • активизация работы органов ученического самоуправления;
  • создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в ОУ;
  • создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности.
  • развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива.
  • отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы.
  • соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
  • существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя - подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
  • использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
  • оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
  • создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
  • повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.

6

Основные системообразующие компоненты

  • воспитательная функция урока;
  • внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного   образования);
  • внеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы в театр и т.п.);
  • внутриклассная   жизнь, способствующая творческому развитию каждого ученика, формированию классного коллектива и его традиций;
  • организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию   школьного ученического коллектива;
  • организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества     педагогического и ученического коллективов;
  • организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, трудовые десанты);
  • целенаправленная воспитательная деятельность содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика; эта деятельность основана, прежде     всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.

7

Воспитательная система выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных  изменений в личности ребенка и педагога,   поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и  несогласованных воспитательных воздействий;
  • защитную, направленную на повышение уровня социальной  защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
  • компенсирующую,предполагающую создание условий в школе  для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически  целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы  негативного влияния на формирование личности.

Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы:

  • гуманизм;
  • демократичность;
  • соуправление, сотрудничество;
  • социальное партнерство.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ  ГАРМОНИЗАЦИИ   ВЗАИМООТНОШЕНИЙ  МЕЖДУ  

СУБЪЕКТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ

 8

Научно-методическое обеспечение   воспитательной   системы

  • Наличие программы воспитания учащихся, составленной   на   основе последних достижений науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
  • Наличие информационно-методических   материалов в  помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное   пространство.
  • Создание условий для эффективной работы методического  объединения классных руководителей, педагога - психолога.
  • Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
  • Мониторинг воспитательной системы.

Нормативно-правовое обеспечение  воспитательной системы:

  • Устав образовательной  организации, отражающий особенности воспитательной деятельности;
  • документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в школе;
  • должностные инструкции, планы работы педагогов, организующих воспитательный процесс, целевые программы воспитания;
  • документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.

Организационное обеспечение   воспитательной системы

  • Образовательное учреждение укомплектовано  квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
  • Кадровый состав,   обеспечивающий реализацию воспитания   в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.

Материально-техническое обеспечение воспитательной системы

  • Образовательная организация  размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
  • По своим размерам и состоянию помещение отвечает  требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
  • Для реализации     воспитательного процесса      образовательная  организация   имеет следующее техническое   обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий, мультимедийное оборудование, туристское, спортивное снаряжение и т. д.

Традиции  школы

Поддержание традиций школы является важным элементом воспитательной системы. Некоторые традиции ведут свою историю со дня создания образовательной организации, некоторые создаются в процессе совершенствования содержания, форм организации и методов учебно-воспитательной работы. Функциональным назначением поддержания традиций  является обеспечение преемственности процесса функционирования и развития педагогической системы  образовательной организации.

В нашей школе сложилась традиционная система КТД:
• День знаний;
• День учителя;
• Осенний бал;
• День матери;
• Новогодний калейдоскоп;
• Вечер школьных друзей;
• Военно-патриотические игры «Орленок», «Зарница, «Зарничка»;
• Праздник 8 Марта;
• День здоровья;
• Вахта памяти;
• Последний звонок.

Результативность воспитательной системы.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.

9

Перспективы развития воспитательной системы        

Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:

  • совершенствование воспитательной системы школы;
  • разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
  • совершенствование системы самоуправления в школе;
    • расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
    • обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
    • разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;
    • апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.

Наиболее  важные  достижения по  организации  воспитательного процесса

  • План  воспитательной  работы  выполняется   на    97 %.
  • Педагоги строят   свою работу,   опираясь  на    потребности  и  интересы  учащихся.
  • Дети заняты   разнообразной содержательной и творческой деятельностью, которая   способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы,   активной   жизненной   позиции,   формировала     ответственность.
  • Все   школьные     мероприятия   проходят  на  высоком методическом  и     организационном уровне.
  • Сформирован   научно-методический комплекс по организации воспитательного процесса.
  • Успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального   окружения.
  • Обозначились   основные  направления деятельности ученического самоуправления.
  • Положительные сдвиги  в  укреплении союза   семьи и школы.
  • Рост удовлетворенности родителей воспитательной работой школы.
  • Сохраняются   и преумножаются традиции школы.
  • Накоплен опыт работы  по  КТД.
  • Более систематизированной  стала  работа с социально  неблагополучными   семьями и детьми, что привело к сокращению количества детей, состоящих на внутришкольном   учете.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СИСТЕМНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ

Компонент

Документы   и   материалы, характеризующие компонент

Нормативно-правовое   обеспечение

Нормативно-правовая база   деятельности ОУ по  организации воспитания и   дополнительного образования

Устав;   документы, подтверждающие юридический   статус и права учреждения на   представление услуг

Кадровое   обеспечение

 

Укомплектованность МБОУ СОШ № 16   специалистами в области  воспитания и их   квалификация

Штатное расписание,   функциональные

обязанности, должностные   инструкции

Идейно-содержательное обеспечение

 

Сформулированные концептуальные идеи,   воспитательные ценности и   представления о конечных   результатах, путях и   способах, принципах   деятельности по их     получению

Концепция, теоретико-методологические основания воспитания и дополнительного образования   детей в ОУ

Программно-методическое обеспечение

Система деятельности и общения индивидуальных и   коллективных   субъектов воспитательной системы,   направленная на освоение и реализацию содержания   воспитания и дополнительного образования

Целевые программы, планы деятельности, дающие   представление о пространствах самореализации личности,   описывающие   индивидуальную, групповую и  коллективную деятельность субъектов   воспитательной системы; календарь   традиционных коллективных дел;   перечень мероприятий городского,   областного уровня, в  которых принимали участие   воспитанники ОУ, результаты   участия

Формы организации воспитательного процесса   в период учебной     и внеучебной деятельности детей

Методические разработки   и сборники, журналы   посещений внеклассных воспитательных мероприятий   и   др.

Социально-психологическое обеспечение


Система индивидуальной работы   с различными категориями   детей и родителей

Социальный паспорт     ОУ; программы, планы   индивидуальной работы с   различными категориями детей   и родителей;

результаты деятельности по   данному направлению

Воспитывающая среда   ОУ

Документы,   определяющие нормы   поведения субъектов воспитательной системы; эстетика оформления   школьного пространства; результаты социально-психологических исследований, характеризующих образ жизни   коллектива ОУ

Система отношений   между субъектами воспитательной системы

Документы, регламентирующие отношения   между субъектами воспитательной системы;   результаты   социально-психологических исследований, свидетельствующие о   характере и развитии   отношений между субъектами воспитательной системы

Окружающая социальная   среда, освоенная субъектами   воспитательной системы

Перечень социальных   партнеров ОУ; документы,     подтверждающие партнерские отношения;   программы, планы и проекты совместной деятельности

Организационно-управленческие условия


 

Структура управления   воспитательной системой ОУ

Схема, поясняющая подчиненность, полномочия   и ответственность субъектов   управления; должностные инструкции;   локальные   нормативные акты, характеризующие работу   администрации

Система административного контроля за   ходом воспитания и   дополнительного образования в ОУ

Схемы, программы,     планы, аналитические записки,   приказы и распоряжения

Система делопроизводства

Номенклатура дел, журналы регистрации   локальных   нормативных актов, входящей   и исходящей документации

Система мониторинга эффективности функционирования и   развития воспитательной системы

Программы мониторинга, психолого-педагогический и   другой инструментарий; результаты   психолого-педагогических   исследований, характеризующих динамику   изменений на личностном,   групповом и коллективном уровнях

Условия, обеспечивающие включение   учащихся и педагогов в   процессы управления образовательным учреждением

Схемы, перечень   объединений, программы деятельности, планы   мероприятий,   характеризующие систему ученического самоуправления, работу   педагогов

Система управления   качеством кадров, система   учебно-методической работы в ОУ

Программы и   планы работы   по   повышению квалификации специалистов; программы   и результаты мониторинга   кадрового потенциала; сборники   информационно-методических   материалов

Информационное   обеспечение

 

Система информационного обеспечения   субъектов воспитательной системы   о жизнедеятельности ОУ   и услугах по   воспитанию и дополнительному образованию, предоставляемых в   нем

Информационные стенды   и другие формы информирования учащихся   и их родителей

Материально-техническое обеспечение

Наличие территории, помещений, технического оснащения,   необходимых для организации   воспитания и дополнительного образования   детей, и их   состояние

Технический паспорт,   заключения о соответствии требованиям СанПИНа, охраны   труда и пожарной   безопасности территорий, здания и   помещений ОУ, предназначенных для   организации воспитания и   дополнительного   образования детей; перечень   оборудования, аппаратуры,   снаряжения, инвентаря и   заключения об их   техническом состояния

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерии

Показатели

1. Критерии   и показатели социализированности   учащихся

Воспитанность

·         гуманность         личности

·         повышение         уровня развития самодисциплины

·         воспитанность         гражданских качеств личности

·         правовое поведение

·         уровень         развития культуры общения и         взаимодействия с людьми

·         развитие мотивации учения

·         развитие         мотивации участия в         совместной деятельности

·         открытость         к восприятию нового опыта

Освоение   социокультурной среды

·         социальная         адаптированность,         освоение социальных ролей

·         широта         кругозора

·         развитие         коммуникативных навыков

·         знание         социальных норм, правил         общежития   и   правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы

·         развитие         умений коллективной деятельности

·         освоение навыков         трудовой деятельности

·         овладение   умениями и навыками художественного творчества и         творческого         преобразования    окружающего мира

·         творческая         активность

Социальная   зрелость   учащихся

·         развитие   самостоятельности

·         общественная активность

·         развитие лидерских качеств личности, уверенности в    себе, умений делать         выбор и принимать решения

·         социальная ответственность

·         развитие навыков социальной рефлексии и         саморефлексии

·         построение жизненной перспективы; готовность к выбору         профессии

·         созидательно-творческая направленность личности

·         работа по         саморазвитию,         самообразованию и самовоспитанию

Сформированность

Я- концепции

·         адекватность самооценки

·         устойчивость интересов

·         сформированность представлений о жизненных целях

·         умение планировать саморазвитие

·         повышение самооценки, уверенности в         своих   силах и возможностях

2. Критерии   и показатели развития   личности учащихся

Развитие   интеллектуально   познавательной деятельности

·         развитие познавательных процессов личности

·         уровень познавательной активности

·         уровень личностных достижений

·         овладение исследовательскими навыками

·         широта кругозора

Физическое развитие

·         состояние здоровья

·         показатели физического развития

·         работоспособность

·         овладение культурой здорового образа         жизни

Эмоциональное развитие

·         развитие         умений чувствовать и эмоционально переживать

·         умение         управлять своими эмоциями

·         умение         влиять на эмоциональное состояние окружающих людей

3. Критерии   и показатели обученности   школьников

Развитие   учебных навыков

·         развитие         основных         функциональных         общеучебных навыков

·         развитие         навыков самостоятельной учебно-познавательной и         исследовательской деятельности

·         развитие         навыков         межличностного и коллективного взаимодействия в         учебно-познавательной         деятельности

·         развитие         специальных учебных навыков (производить измерения и         опыты, работать с         таблицами, картами, схемами, решать учебные задачи   и др.)

Освоение   образовательных

программ

·         полнота         освоения программного материала

·         владение         знаниями, умениями, навыками на уровне         не ниже, чем         установлено в государственных образовательных стандартах

·         наличие         опыта учебной деятельности

Качество   знаний

·         глубина, осознанность, широта         и прочность знаний

·         стабильность и         достаточно высокий уровень результатов

·         рост учебных достижений учащихся

·         положительная         динамика интереса к         познанию и самообразованию

4.   Критерии и показатели   развитие   школьного коллектива

Развитие   основных компонентов

школьной культуры

·         нравственно-правовая культура

·         организационная культура

·         эстетика пространственной среды

·         культура урока

·         культура аналитической деятельности

Взаимодействие и   сотрудничество учащихся, педагогов   и родителей

         

·         степень вовлеченности субъектов жизнедеятельности школы         (педагогов,         родителей, учащихся, общественности) в планировании, организации и         подведении итогов совместной деятельности

·         гармоничность межличностных отношений

·         степень взаимного доверия субъектов жизнедеятельности школы

·         обмен творческими идеями

·         ценностно-ориентационное единство   коллектива

·         профессиональная организованность сообщества

Развитие   школьного

самоуправления

·         включенность учащихся, родителей, педагогов в         самоуправленческую         деятельность

·         самостоятельность и         ответственность         субъектов         самоуправления в принятии решений

·         наличие и         эффективность         механизмов выполнения принятых решений

·         развитие инициативности

·         развитие традиций самоуправления

·         действенность педагогической поддержки самоуправления

5.     Критерии и показатели   отношение к воспитательной деятельности школы

Удовлетворенность учащихся,   педагогов и родителей   жизнедеятельностью в   школы

·         положительная   динамика степени удовлетворенности учащихся,   педагогов и родителей   жизнедеятельностью в школе

·         снижение   уровня тревожности субъектов   педагогического процесса

·         рост   уровня профессиональных притязаний   педагогов

·         развитие   активности, инициативности и   ответственности учащихся и их   родителей в организации   воспитательной   деятельности школы

·         положительная   динамика субъектной роли   родителей

Репутация

образовательного

учреждения

·         преобладание положительных   представлений о         школе у учащихся, педагогов и родителей

·         степень соответствия представлений о         школе ее идеальному образу

·         общественное мнение         о школе

·         индивидуальность «портрета школы»

·         стремление учащихся, педагогов и         родителей защищать лицо         школы, поддерживать и         развивать ее положительный имидж

 

Официальный сайт МБОУ СОШ № 16 города Пятигорска
Проект при поддержке компании RU-CENTER

^ Наверх